Примерный список экзаменационных вопросов:
- Возникновение и развитие философии науки.
- Предмет философии науки. Типология представлений о природе фило софии науки.
- Знание, познание и его формы.
- Научное познание и практика.
- Научное и вненаучное знание.
- Наука как познавательная деятельность. Основные модели процесса научного познания: эмпиризм, методологизм, теоретизм.
- Особенности научного познания. Критерии научности.
- Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.
- Наука как социальный институт. Этос науки.
- Основные концепции соотношения философии и науки: натурфило софская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая.
- Философские основания науки.
- Проблема классификации наук.
- Проблема периодизации истории науки.
- Возникновение науки.
- Античная наука.
- Наука в европейском Средневековье.
- Классическая наука.
- Неклассическая наука.
- Особенности постнеклассической науки.
- Общие закономерности развития науки. Традиции и новации. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки.
- Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий, как внедрение новых методов и открытие но вых «миров».
- Дифференциация и интеграция наук.
- Проблема истины в научном познании.
- Метод и методология в научном познании.
- Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъек тивного.
- Классификация методов.
- Особенности эмпирического исследования.
- Специфика теоретического познания и его формы.
- Структура и функции научной теории.
- Закон как ключевой момент теории.
- Гипотеза как форма и метод научно-теоретического знания.
- Научные методы эмпирического исследования.
- Научные методы теоретического исследования.
- Общелогнческие методы и приемы сознания.
- Постпозитивизм как современная стадия развития философии науки.
- Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.
- Концепция смены парадигм Т. Куна.
- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
- Плюрализм в эпистемологии П. Фейерабенда.
- Идеалы научности.
- Социально-гуманитарное познание, особенности объекта и предмета познания.
- Проблема социально-гуманитарного познания классической филосо фии (Платон, Аристотель, Э.Кант, Г.Гегель).
- Идеи историзма (Д.Вико, Г.Гердер, К. Маркс, О.Шпенглер).
- Науки о природе и науки о культуре. Неокантианство (В.Виндельбанд, Г. Риккерт).
- Методология наук о духе (В.Дельтей, Г.Зиммель).
- Жизнь как категория социального познания (А,Бергсон, В.Дильтей).
- Феноменология Э.Гуссерля. Понятия «интенции», «переживания истины».
- Объяснение, понимание и интерпретация в социально-гуманитарных науках. Герменевтика Г.-Г.Гадамера.
- Стр уктурный метод в социально-гуманитарных науках (Р.Барт, М.Фуко).
- Природа ценностей и их роль в социальном познании.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
- Логика социальных наук К.Поппера.
- Философские проблемы технической эстетики.
- Эстетика как философская наука о прекрасном и гармонии.
- Эстетика как элемент мировоззрения.
- Модели и эталон красоты в техническом творчестве.
- Проблемы совершенствования социальных отношений.
- Эстетика социального бытия.
|